Башкирский
эпос.
Урал-батыр,
Сказание «Урал -батыр» записал в 1910 г. известный башкирский сказшель и
собиратель фольклора М. Бурашулов от кураистов и знатоков башкирской сiарпны Габита из аула Идрис Итк\ловской
волости Оренб\р1 ской губернии (ныне Баймакский район).
Тсмашка
сказания, несмотря на значительный -элемент сказочной фантастки,
героико-эппческая.
«Урал-башр»
чётко делится на несколько частей. Во вступительной части произведения
сохранились наиболее древние пласты чпоса. Здесь прослеживаются отголоски
легенд о всемирном потопе, о возрождении жизни на земле после потопа, о первой
парс людей, положившей начало человеческому род\. 'Это отец Япбирде и мать
Янбике. давшие жизнь Урал-батыру и его бра [л Шулыену. Япбпрде и Японке
пережили то время, когда «землю вода залила и суши не стало. Много тогда людей
погибло, а ещё больше див сожрал».
Старики с
сыновьями поселяются на небольшом клочке земли, со всех сторон окружённом
морем. Помощниками Янбирде и Янбике являются .звери; охошться им помогают- кречет
и лев, рыбу для них ловит щука. Урал же не раз ooparnaeicH к птицам и зверям за советом.
Уже в этой
вступительной части проводится мысль, пронизывающая сказание в целом; человек
сильнее всех на земле. Так, когда Уралу становится ясно. Ч1О Смер1ь сильнее
человека, он решает вместе с братом Шудьгепом отправшьея па поиски живою
родника, вода которого сделает человека и природ) бесемершымн. Такова завязка
сказания.
Урал
стрел! и гея защитить землю от зла и страданий, брат же его, Шуль-гетт.
становится Bpai
ом людей. Возможно, в таком изображении детей перво-предкоч (один - носитель
зла. другой - добра) нашёл отражение дуализм мировоззрения древних башкир. Урал
и Шульген олицетворяют два противоположных начала - добро и зло. - которые
ведут между собой непримиримую борьбу.
В сказании
превращение Шчльгепа во врага людей мотивируется тем. что он плохой сын. так
как пошёл прошв запрек! отца и выпил кровь, наполнявшую ракушки. 11мешю
нарушение родительской воли приводит Шулы'е-на в стаи враждебных человеку сил.
Такое объяснение причины поведения Пклы сна имеет морализаторекий смысл,
возможно продиктованный патриархальным п нормами обя нательного поелчшапия и
почитания детьми своих родпк-.ien. и прежде hcci о отца. Эю более позднее привнесение в
архаическою фак1ур\ образа.
Всгчпленне
представляет собой один из наиболее архаических пластов сказания п не имеет лот
пческип связи с фемя остальными частями -нюеа. Изкоторых мы узнаём, что на
земле живёт не только семья Урала, а много и других людей. За счастье этих людей
и борется Урал-батыр.
полный вариант скачать с сервера (ссылка вверху)