Истоки баш. лит-ры восходят к древнетюрк. рунич. и письм. памятникам типа орхоно-енисейских надписей и к рукописным произв. 11 в. на яз. тюрки ("Дивану лугат ат-тюрк"М.Кашгари, "Кутадгу билик" Ю.Баласагуни). О булгарском периоде развития баш. лит-ры (11-13 вв.) свидетельствуют баш. легенды об алпах (великанах), журавлях, дошедшие до наших дней в устной и письм. форме; путевые записки араб. путешественника Ибн-Фадлана, кн. Якуба ибн-Нугмана "Таварихи Булгария" ("История Булгарии", 12 в.). В последующем отд. сюжеты "Таварихи Булгария" нашли отражение в произв. баш. историков и писателей Ш.Муслими, Т.Ялсыгула аль-Башкорди, Г.Сокроя. Классич. образцом худ. лит-ры 1-й пол. 13 в. является поэма "Кысса-и Йусуф" Кул Гали. Сюжет о любви героев поэмы Зулейхи и Йусуфа заимствован из вост. лит-ры. Среди башкир сохранилось мн. версий поэмы в письм. и устной форме. В период татаро-монг. ига ряд ученых и писателей уехали в страны Бл. Востока, Египет, среди них баш. ученые и поэты Гильметдин Санджар аль-Башкорди и Насретдин аль-Насыри.
В 13-14 вв., в период формирования баш. народности и совершенствования баш. яз. на кыпчакской (кыпсакской) основе, на обширной терр. Золотой Орды широкое развитие получила т.наз. кыпчакская лит-ра на яз. тюрки. Так, дастаны "Хосров и Ширин" (1341-42) Кутби, "Жумжума султан" (1391-92) Хусема Катиба, "Мухаббатнаме" (1353-54) Хорезми, "Гулистан бит-тюрки" (1391-92) Сайфа Сараи и др. произв. стали общим наследием башкир, татар, казахов, узбеков.
В баш. лит-ре средневековья преобладали традиц. для вост. литры жанры: касыда, газель, дастан, хикаят, кысса, наме (обрамленная повесть). Дастан Махмуда бин Гали аль-Булгари "Нахжель-фарадис" ("Ворота в рай", 14 в.), произв. религиозно-дидактич. содержания способствовали распространению прозаич. жанров. Дастаны из серии "Али-батыр", "Кисекбаш", "Кысса-и Сакам", "Кысса-и Фаттахетдин" составили основу агиографич. лит-ры башкир. В ср. века из араб., перс., индийской, позже из турецкой лит-ры в баш. проникали мн. сюжеты ("Калила и Димна", "Бахтиарнаме", "Сорок везиров", "Анекдоты Ходжи Насретдииа" и др.) и возникали их нац. версии. Так, повесть "Бахтиарнаме" на тюрки способствовала зарождению баш. обрамленной повести в прозе. Получили развитие жанры хикаят, саяхатнаме (путевые заметки), кысса и др. (сб. "Маджмагель-хика-ят", "Рисаляи хикаят"). В баш. устной лит-ре 15-16 вв. выделяются имена древних мастеров слова Хабрау-йырау, Асан Кайгы, Казтуган-йырау и др., популярных также среди казахов и ногайцев.
Присоединение Башкирии к Русскому государству в сер. 16 в. явилось переломным моментом в развитии духовной культуры башкир. В баш. лит-ре сильнее проявилась нац. тематика, окрепла взаимосвязь с фольклором, появились светские оригин. жанры: шежере, таварих. Среди рукописных произв. 16-19 вв. особое место занимают шежере, в к-рых хроника рода, генеалогия тесно переплетаются с изложением ист. событий, с преданиями и легендами. Таковы большие по объему шежере юрматынских, кыпсакских, табынских, усерганских, айлинских башкир. "История усерган" (нач. 19 в.) написана в форме дастана. Таварих является ист.-лит. жанром ["Чингизнаме", "Амат", "История башкир" ("Таварихи башkорт"), "Последний из сартаева рода"]. Башкирские восстания 17-18 вв. активизировали нар. публицистику и демократ. направление в лит-ре. Самое значит. среди них - послание идеолога баш. восст. 1755 Батырши императрице Елизавете Петровне, своего рода соц.-филос. и ист.-лит. трактат тех лет, по особенностям жанра близкий к рус. ист. повестям. Яркой страницей лит-ры стала поэзия Салавата Юлаева (1754-1800), баш. нац. героя и поэта, полководца Крестьянской войны 1773-75. Большая заслуга Салавата как поэта в том, что он использовал поэтич. слово как боевое оружие, соединив лучшие традиции устной и письм. поэзии. С сер. 16 по 18 вв. широкую известность снискали нар. поэты-сэсэны:Кубагуш (16 в.), Баик Айдар (18 в.) и др. В их кубаирах, айтышах нашли отражение соц. мотивы, вольнолюбивые чаяния народа. В лит-ре нач. 19 в. ведущее место занимала поэзия, в т.ч. песни сэсэна Буранбая-Яркея, участника и героя Отечественной войны 1812, сосланного впоследствии за выступления против колониального гнета царизма в Сибирь. Его поэтич. традиции успешно продолжали сэсэны Ишмухамет Мурзакаев (Ишмухамет-сэсэн) (1781-1878), Габит Аргынбаев (Габит-сэсэн) (1856-1921). В 1812 в Казани была напечатана кн. под назв. "Куз-Курпяч, башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года" в переводе на русский язык Т. Беляева, крещеного башкира. В рус. переводе известен и др. эпич. пам. - "Алдар и Зухpа", повествующий в том же стиле о жизни и нравах баш. народа, о подвигах его батыров. Автором этого нар. романа переводчик считает Кункас-сэсэна, изв. в ту пору поэта-историка. Это произв., созданное по фольк. сюжетам, демократично но духу и форме. Дастанная традиция продолжалась также в романтич. поэме "Бузьегет", написанной в 1842 в Уфе. Она по форме и сюжету близка к поэмам "Кысса-и Йусуф", "Тагир и Зухра", "Лейля и Меджнун".
В кон. 1-й пол. 19 в. распространилась суфийская поэзия (см. Суфизм в башкирской литературе). Видными ее представителями являются поэты - выходцы из башкир: Т.Ялсыгул аль-Башкорди (1767-1838), Г.Усман (1752-1834), М.Кутуш Кыпсаки (1761-1849), А.Каргалы (1784-1824), Х.Салихов (1794-1867), Ш.Заки (1825- 65), Г.Сокрой (1826-89) и др. В их т-ве имели место и светские мотивы. В этот период среди башкир выдвинулись ученые-реформаторы: Х.Жданов (1767-1869), Г.Усман, З.Расулев (1833-1917), А.Диваев (1855-1933). В т-ве Усмана, Заки, Сокроя отразились признаки перехода лит-ры от средневековья к новому времени.
Во 2-й пол. 19 в. в баш. лит-ре началось развитие просветит. направления. В его зарождении и становлении значит. роль сыграли преподаватели вост. языков и лит-р Оренб. кадетского корпуса (см. Неплюевское военное училище): М.Биксурин (1819- 1903), С.Кукляшев (1811-67), М.Иванов (1812-?). Они составляли и издавали хрестоматии для школ, в к-рые были включены материалы по башкирскому языку, фольклору и лит-ре, образцы переводов текстов из вост. классики.
Значит. эволюцию претерпевает проза. Наряду с традиц. жанрами появляются новые. Если книги-кысса Кашафетдина Шагимардана (1840-1910) и сб-ки хикаятов "Переводы Навадир", сост. Хабибназаром Утяки, "Берек", подготовленный В.В.Радловым, созданы в осн. в традиц. жанрах, то повести "Салима" и "Асма" P.Фaxpemдuнoвa, рассказы и повести З.Хади (1863-1932) написаны по принципу реалистич. жанров зап. лит-ры. В баш. прозе последней четв. 19 в. постепенно укрепляются черты просветит. реализма. Кр. представителями просветит. движения в Башкортостане стали М.Акмулла (1831-95) и М.Уметбаев (1841-1907). Уметбаев вошел в историю баш. культуры как поэт и ученый-краевед. В своей многогранной просветит. и творч. деят-сти, ориентируясь на рус. прогрессивную культуру и науку, он выступал как историк и этнограф, лингвист и поэт, фольклорист и переводчик, педагог и обществ. деятель. Часть его науч. трудов и поэтич. произв. опубликована в 1897 в кн. "Ядкар". Много нового, оригинального внес в баш. поэзию Акмулла. Идейно-эстетич. ценность его поэзии определяется прежде всего демократичностью содержания, поэтич. простотой и афористичностью стиля, остротой сатиры. В его поэтике органически сочетались жанровые формы вост. и баш. поэзии: кубаиры, айтыши, песни, рубай, байты, газели, маснави и т.п. Дем. поэзия Ак-муллы оказала благотворное влияние на мн. баш. и тат. поэтов последующих поколений.
В истории баш. лит-ры начало 20 в. стало переломным этапом, периодом возникновения и формирования новых направлений и худ. методов. Под влиянием рев-ции 1905-07 центр. место в баш. лит-ре занимает рев.-дем. направление, складываются новые идейно-эстетич. принципы, просветит. реализм перерастает в критич., появляются тенденции и явления синтеза реалистич. и романтич. методов. На стр. печати, напр., в газ. "Урал", сатирич. журналах "Карчыга", "Чукеш", издаваемых в Оренбурге, печатаются стихотворения рев. характера. Возникновение и развитие рев.-дем. направления в баш. лит-ре связано с именем и т-вом Мажита Гафури (1880-1934). Вступив на лит. поприще в нач. века, он возвысил обществ. роль реалистич. иск-ва, содействовал становлению и укреплению метода критич. реализма в баш. лит-ре. В нач. 20 в. в лит-ру пришла группа молодых поэтов: СафуанЯкшигулов (1871-1931), Даут Юлтый (1893- 1938), Шайхзада Бабич (1895-1919), Сайфи Кудаш (1894-1993). Проза обогатилась эпич. жанрами: романом Х.Сагди, повестями Гафури, З.Хади, А.Тагирова, рассказами и нэсерами А.Тангатарова, Ф.Сулейманова (см. А.Инан), А.Исянбердина, Ф.Валеева, Г.Рафики и др. В баш. драматургии появились многоактные пьесы: "Герой Отчизны" и "Жертвы жизни" Ф.Туйкина, "Братья Галимовы" Г.Ниязбаева, "На войне" Г.Гумерского. Баш. поэзия нач. века открыла новые темы и мотивы. Так, поэзия Якшигулова, отражающая определенные настроения баш. об-ва, углубляющая нек-рые соц. мотивы, обогащенная филос. раздумьями, в осн. развивалась в русле просветит. реализма. Его стихи в сб-ках "Положение башкир" ("Башkорт хэллэре", 1911), "На Дёме" ("Дим буйында", 1912), "Порывы души" ("Кунел ялkыннары", 1916) призывают народ к борьбе за свои права, выступают против разорения баш. земель. На романтич. традициях формировалась поэзия Бабича. В своих произв. он создал романтич. образ человека-мятежника, к-рый ищет счастье, разочаровывается, но стойко переносит все невзгоды и тяготы жизни. Продолжая традиции Г. Тукая и Акмуллы, лирико-эпич. произв. Бабича "Газазил", "Клоп", "Китабеннас" подняли на новую ступень нац. сатиру. Велика заслуга Бабича в обогащении поэтики, вобравшей в себя традиции вост. и нар. поэзии. Стихи и поэмы Я.Юмаева,Г.Исянбердина, Б.Мирзанова, в разл. степени затрагивающие соц. и филос. проблемы, свидетельствуют о разнообразных тенденциях и противоречивой эволюции романтич. направления в поэзии.
Башкирские писатели: Даут Юлтый, Хабибулла Ибрагимов, Мажит Гафури, 1933г.
После Октябрьской революции выявилось два направления в баш. лит-ре: нац.-патриотич., ратующее за баш. автономию, за самостоят. развитие нац. культуры и лит-ры, и рев.-дем., защищающее большевиков, борющееся за власть Советов. Во главе первого направления стояли писатели Бабич, Х.Габитов, Сулейманов. Возникла лит. орг-ция "Тулкын" ("Волна") под рук. Бабича. В кн. стихов "Молодой Башкортостан" ("Йэш Башkортостан", 1918) Бабича, "Башкирские мелодии" ("Башkорт мондары", 1918) Габитова отражались мысли и чаяния башкир, борющихся за автономию. Во главе второго направления стояли Юлтый, Тагиров, Ш.Худайбердин. Гафури и Кудаш после нек-рого колебания примкнули ко второму. В 1920 после разгона большевиками Баш. пр-ва А.-З.Валидова баш. лит-ра нац.-патриотич. направления перестала существовать. Бабич был убит незадолго до этого красноармейцами, Сулейманов эмигрировал за границу, оставшиеся отошли от т-ва или были вынуждены принять сов. платформу (Габитов, С.Мрясов).
А.З. Валиди Тоган (первый справа ) среди группы ученых. Сидит акад. В.В.Барггольд
В годы Гражданской войны лит. силы группировались вокруг большевистских газет "Башкортостан хэбэрлэре" ("Известия Башкортостана"), "Кюряш" ("Борьба"), "Кызыл юл" ("Красный путь") и фронтовой печати. Гафури, Юлтый, Тагиров, молодые поэты Г.Гумер, Ш.Фидаи, Ярлы Карим, Б.Ишемгул работали и печатались в местной периодике. В годы войны и первых лет восстановления нар. х-ва широкое распространение получили оперативные и массовые формы поэзии: стихи-агитки, поэтич. обращения, песни, эпиграммы, памфлеты, басни. Баш. проза характеризовалась и малыми жанрами: рассказами, очерками, зарисовками, нэсерами, часто носила очерково-публицистич. характер.
В кон. 1919 был создан Баш. гос. театр драмы (см. Башкирский академический театр драмы). В его репертуаре были пьесы М.Бурангулова,Ниязбаева, Юлтыя, Х.Ибрагимова. В 1920 Юлтый написал драму "Карагул", ставшую одним из популярнейших произв. баш. драматургии. Созданная в том же году комедия Ибрагимова "Башмачки" стала классикой баш. лит-ры. Соц. перемены в жизни страны, мысли и чувства пролетарских масс нашли отражение в кн. стихов и поэм "Мои памятки" (1924) Юлтыя, "Красные гроздья" (1925) Гафури, "Заря труда" (1926) Т.Янаби, "Песни плуга" (1926) Кудаша. Появились поэмы с новым героем: "Труженик" (1921) Гафури, "Шараф" (1922) Юлтыя, "В кузнице", "На лугу" (1921-22) Кудаша, "Селькор" (1925) Гумера. Стали издаваться лит.-худ. журналы "Яны юл" ("Новый путь", 1923), "Белем" ("Знание", 1924), "Янылык" ("Новость", 1927), "Сэсэн" (1927), "Октябрь" (1930), где печатались молодые писатели Булат Ишемгул, Гайнан Хайри, Батыр Валид, Али Карнай, Сагит Агиш, ГабдуллаАмантай.
Развитие и формирование новой баш. лит-ры в 20-е гг. проходило не гладко: шла острая идейно-эстетич. борьба между разл. творч. направлениями, стилями, имели место абстрактность и риторичность в поэзии, натурализм в прозе, экспрессионизм и конструктивизм в драматургии. Возникли первые писательские орг-ции. В 1923 в Уфе создается объединение поэтов Башкортостана. Большая творч. секция писателей работала при Бюро журналистов республики. В 1927 эти две творч. орг-ции объединились в Баш. ассоциацию пролетар. писателей (БАПП). В 1934 создается Союз писателей БАССР.
В 20-е гг. усиленными темпами развивается проза. Гафури создает повести "Черноликие" (1925), "Ступени жизни" (1928), Тагиров - "На поворотах бурной реки" (1923-26), "Первые дни" (1927), "Фабрика зерна" (1928), "Комсомол" (1929), изображающие тяжелое прошлое баш. народа и его борьбу за светлое будущее. И.Насыри выступает с романтич. рассказами, нэсерами, повестями "Гульдар" (1927), "Нападение" (1929). В 1928 Хайри закончил роман "Поворот" о путях баш. народа к рев-ции. Развивается драматургия. На сцене баш. театра идут новые пьесы Тагирова ("Алатау", "В переходный период"), Гафури ("Красная звезда"), Юлтыя ("На мельнице").
Несмотря на идейно-тематич. преемственность, в лит-ре 20-х и 30-х гг. наблюдались и качеств. различия. В 30-е гг. намечается более зрелый подход ко мн. темам, прежде всего, к традиц. для 20-х гг. теме рев. борьбы нар. масс. Эти годы - период интенсивного развития всех жанров поэзии, прозы, драматургии.
См. продолжение: http://urokikb.narod2.ru/team/